Виды узлов
1.Узлы для фиксации к открывающемуся оборудованию и открытым опорам:
“Восьмерка” (рис. 1 а);
Данный вид узла чаще используется для крепежа к устройствам толщиной 10-11мм. Его прочность составляет около 55 % и зависит от крепости веревки. Если узел проверяется для привязывания, то его вяжут петлей на двух концах веревки, а если для связывания, то помимо восьмерки на концах веревки завязываются другие узлы. Причем конец, подвергающийся нагрузке, должен быть на верхней стороне узла, а витки уложены параллельно друг на друга, но не крест-накрест. Это повышает устойчивость данного узла на 10%.
“Девятка” (рис. 1 б);
Стопорящий узел. Предназначен для утолщения верёвки, а также образования нескользящей петли в любом месте верёвки (часто на конце). В промышленном альпинизме этот вид вид узла стал использоваться сравнительно недавно, но стал доволи популярным, так как из всех использовавшихся ранее узлов он имеет наибольшую прочность – 70-74%. Поэтому “девяткой” возможно связывать менее прочные веревки толщиной 9 мм. В случае, если требуется большее утолщение, выполняют узел под названием «Двойная восьмёрка».
Одинарный и двойной булинь
Прочность этих узлов составляет 52–53%.
Важно: при завязывании одинарного или двойного булиня со свободным концом необходимо делать контрольный узел!
Бабочка
Прочность узла составляет 51%. Данный вид крепежа чаще используется для привязывания веревки к основным и промежуточным креплениям (крепления горизонтальных перил, V–образные крепления.) “Бабочка” позволяет не снимать навеску после каждого прохождения. Для предотвращения перетирания оплетки и сминания веревки в петле узла устанавливают специальную прокладку. Узел “бабочка” удобен еще тем, что петли в нем затягиваются и контролируются легко и точно.
2. Узлы для фиксации веревки к неоткрывающимся устройствам и закрытым опорам:
“Восьмерка” (рис. 4а);
Вяжется следующим образом: из одиночной веревки делается восьмерка и свободный конец пропускается параллельно ей, причем витки не должны находить друг на друга.
одинарный и двойной булинь;
Одинарным булинем (рис. 4б) чаще всего пользуются при закреплении веревки в начале спуска (например, при помощи такого крепежа производится мойка окон на высоте, спуск к объектам). Также при необходимости (нехватка крючьев, неотложная помощь) одиночный булинь методом сдавливания веревки превращается в устройство промежуточного крепления.
Двойной булинь (рис. 4в) предназначен для фиксации веревки к кольцам (“рингам”), не имеющим карабины.
3. Узлы для фиксации веревок и петель:
Двойной ткацкий (рис. 5а);
Этот узел является самым прочным узлом при связывании веревок ( прочность до 56%). Двойным ткацким узлом вяжутся веревочные петли и связываются веревки разных диаметров.
Встречная восьмерка (рис. 5б);
Прочность такого узла до 47 %. Применяется при вязке петель и для связывания веревок только одинаковой толщины.
Встречный проводник или ленточный узел (рис 5 в, г);
Его используют для вязки петель из ленты, стропы, веревки (толщина веревки от 9 мм).
4. Узлы для особых целей:
Самозатягивающиеся узлы (рис. 6);
Всего их 18 видов, используются в экстренных случаях: при поломке, перетирании самохватов либо если самохват не может “закусить” веревку с загрязнениями. Их отличает высокая прочность, так как здесь применяется двойная веревка, что позволяет использовать шнуры диаметром 5 – 6 мм, не опасаясь их разрыва.
В технике одной веревки используют только четыре вида самозатягивающихся узлов: классический самозатягивающийся узел “прусик”, перекрестный самозатягивающийся узел, его карабинная разновидность “арб” и карабинный узел “бахман”. В случае необходимости количество витков во всех узлах можно увеличить.
Амортизирующие узлы (рис. 7);
Вяжутся на тонких (до 9 мм) и изношенных веревках. Используются при связке крепления с основным при его дублировании и тогда, когда при разрушении основного крепления идет большая нагрузка на дополнительное. Амортизирующими являются узлы “бабочка” (рис. 3) и проводник (рис. 7).
5. Узлы для перемещения груза и спасательных работ:
Тормозящий узел (рис. 8);
Контроль за движением веревки при спуске груза или человека осуществляется за счет трения витков.
Узел “реми” (рис. 9);
Узел “реми” получается из тормозящего узла посредством установки второго карабина в его витки. В случае нехватки самохватов с его помощью можно сделать блок-тормоз для подъема груза или человека.
Узел “маринер” (рис. 10);
При помощи данного узла делается оттяжка с петлей и блоком, чтобы извлечь пострадавшего или поднять груз большой массы. Особенностью узла “маринер” является возможность его развязывания и снятия при нагрузке отклоняемой веревки.
6. Вспомогательные узлы (рис 11):
Стремя;
Такой узел вяжется для вспомогательного промежуточного крепежа, если веревка слишком туго натянута и нет возможности завязать “девятку” или “восьмерку”. А также для фиксации педали с карабином ведущего захвата.
Якорная петля;
С его помощью осуществляется вязка петли “восьмерки” или “девятки” к “рингам”, а также петли к отклоняющему креплению, если можно не применять карабин.
Чтобы соответствовать требованиям техники безопасности, все виды узлов должны быть:
Автор: promalp | 2014-06-11 | Просмотров 2281